6 мая 2025г. Троицкий Оптин женский монастырь принял участие в торжественном перезахоронении останков 133-х воинов ВОВ, поднятых поисковыми отрядами в результате «Вахты Памяти» 2024-2025г. в Болховском районе. По окончании монастырским священником протоиереем Алексеем, сестрами и паломниками был совершен благодарственный молебен Господу за Победу на строящемся монастырском скиту во имя св. Георгия Победоносца и Крестный ход вокруг храма.

Победа в войне как результат победы духа, веры и любви. Взаимосвязь  Великой Победы и духовного преуспеяния народа.

            Святитель Николай Сербский а книге «Война и Библия» пишет: «Среди причин, как прошедших, так и грядущих войн главной и основной причиной является безбожие и отпадение от Единого Живого Бога. «Нечестивым же нет мира, говорит Господь» (Ис.48,22).

         Не существует ни одной философии войны, которая могла бы дать удовлетворительные ответы на вопрос о ее причинах и предвидеть победу с той или иной стороны. Только Библия может дать такие ответы и сделать такие предсказания. Потому что, кроме Библии или Откровения, нет ни одной более современной книги о войне, о причинах ее и ее вероятном исходе.

         Божественная мудрость свидетельствует, что война – дело злое, греховное, ибо «ненависть возбуждает раздоры» (Притч.10,12). Но есть спасительная сила, сберегающая человека от этого всевластия зла, грязи и крови, окружающих его на войне. Это «любовь, которая покрывает все грехи» (Притч.10,12). Таков вечный закон любви, которая воистину «все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает» (1 Кор.13,7-8).

«Знаешь ли ты трех сестер? - спросил Александр Васильевич Суворов у товарища. -  Знаю, -  сразу ответил он: Вера, Надежда, Любовь!».

         «Именно духовность определяет судьбу народа. …История России есть история страданий и скорби, история ее нечеловеческих напряжений и одинокой борьбы. Это бремя несет она ныне – вторую тысячу лет». – писал Иван Ильин в прошлом веке.

          Нет в России семьи, чьи бы родные и близкие не сложили свои головы на полях сражений Великой Отечественной войны. И каждый из нас является наследником  этой великой боли и Великой победы и несет в себе груз той непомерной цены, что заплатил наш народ за свою свободу. Кто может измерить страдание целого народа?

         Иван Бунин сказал: может быть, одни только звезды знают, как свято человеческое горе … Значит: только Господь! Всевидящий Бог!

         В ВОВ общим соборным страданием очистился наш народ,  страдание опалило души и сердца детей и стариков, мужчин и женщин, солдат и генералов, руководителей государства и страждущий народ,  страждущую Церковь. Великое страдание искупило безбожную жизнь!

         «Мы говорим, что войны, бедствия, страдания происходят по грехам, но чьим грехам? … Накопились грехи, загрязнили мы все  ризы нашей Родины – и потребовалось омыть их, очистить ее и себя. А очищение греховных скверн совершается кровью и через кровь. И вот пролилась кровь, убеляющая грехи. Помолимся же, чтобы не понапрасну пролилась она, не всуе напиталась ею другая наша Мать – Земля, в которую все мы рано или поздно сойдем, чтобы эта кровь послужила залогом нашего обновления и утверждением наших братских уз навеки», - сказал в 1916 г.  перед панихидой об усопших воинах»  о. Павел Флоренский.

ВОВ  для нашего народа - была война за Родину, но также ― за Истину, за Правду. Промыслом Божиим она была попущена ради спасения России. Воистину  победа была одержана молитвами святого Царя-мученика и всех новомучеников и исповедников Российских, и всех святых в земле нашей просиявших. Война началась в воскресенье, когда Церковь совершала память всех русских святых, на праздник, установленный в 1918 году, когда открылось гонение на верующих. Подвиг мученичества и подвиг православных воинов ― всегда рядом. «Нет больше той любви, чем кто душу свою положит за друзей своих», ― говорит Христос.

         Любовь к Богу и к ближнему своему – две главные заповеди для всего человечества. И главные условия его выживания. Именно любовью к Богу и любовью к ближнему человек спасает свою безсмертную душу.  Зло и кровь войны побеждаются великой силой любви тех,  кто ждал своих любимых с фронта. И кто воевал за своих любимых.

 Как «Плач Ярославны», как мольбы и молитвы звучали стихи и песни Отечественной войны : «Жди меня и я вернусь» , «Синий платочек», «Вьется в тесной печурке огонь», «Прощайте скалистые горы»  –  мы их  поем до сих пор.

  

   

 

         В дореволюционной  России церкви стояли через 1,5 версты. Русь называли святою. Россия была крещена. И В 37 году при переписи населения 56% населения объявили о своей вере. И хоть к войне в стране осталось 10 архиереев,  вековые духовные и национальные традиции стали сильнее политики. Было восстановлено патриаршество. Множество епископов и священников возвращены из ссылок. Последовало открытие храмов, монастырей, а затем и духовных школ. По всей стране гремела песня : «Идет война народная, священная война».  Церковь призывала  весь народ к жертвенному подвигу «ради защиты священных границ нашей Родины».  Церковь осознавала, что с несравненно большей угрозой повторяются времена Батыя, немецких крестоносцев, Карла Шведского и Наполеона, что «жалкие потомки врагов православного Христианства хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени перед неправдой, голым насилием, принудив его пожертвовать благом и цельностью Родины, кровным заветом любви к своему Отечеству».

         Патриарх Сергий Страгородский, узнав о начале войны, написал первое Воззвание уже от 23 июня. 24 раза он обращался к народу. Сталин обратился к народу только через  несколько дней, но это были слова:» Братья и сестры!» А в речи на параде Красной Армии 7 ноября 1941 года он сказал: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков ― Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!»

          Послевоенное поколение выросло  на подвигах героев ВОВ,  как прежде наш народ на житиях святых. Если человек хочет понять, кто такой герой, пусть откроет Жития святых на любом месяце. Вот они – подвиги!

 Вот они – герои! И в ВОВ их было тоже очень много! Война была отмечена необычайным религиозным подъемом народа. Перед лицом смерти для многих реально открывалась вечная жизнь. Люди увидели, что Бог есть, и что Бог не оставляет Россию. Родилась надежда, что после войны всё будет новое - с Богом. И многие уже понимали, что ВОВ – это война против сил зла.

         В шинели убитого солдата Александра Зайцева нашли  письмо к Богу - листок со стихами:

« Послушай, Бог…

Еще ни разу в жизни

С Тобой не говорил я, но сегодня

Мне хочется приветствовать Тебя

Ты знаешь, с детских лет мне говорили,

Что нет Тебя. И я, дурак, поверил.

         Твоих я никогда не созерцал творений.

И вот сегодня ночью я смотрел

Из кратера, что выбила граната,

На небо звездное, что было надо мной.

Я понял вдруг, любуясь мирозданьем,

Каким жестоким может быть обман.

Не знаю, Боже, дашь ли Ты мне руку,

Но я Тебе скажу, и Ты меня поймешь:

         Не странно ль, что средь ужасающего ада

         Мне вдруг открылся свет и я узнал Тебя?

         А кроме этого мне нечего сказать,

         Вот только, что я рад, что я Тебя узнал.

На полночь мы назначены в атаку,

Но мне не страшно: Ты на нас глядишь…

Сигнал! Ну что ж? Я должен отправляться.

Мне было хорошо с Тобой. Еще хочу сказать,

         Что, как Ты знаешь, битва будет злая,

         И, может, ночью же к Тебе я постучусь.

         И вот, хоть до сих пор Тебе я не был другом,

         Позволишь ли Ты мне войти, когда приду?

Но, кажется, я плачу. Боже мой, Ты видишь,

Со мной случилось то, что нынче я прозрел.

Прощай, мой Бог, иду. И вряд ли уж вернусь.

Как странно, но теперь я смерти не боюсь».

                                                                            ***

     Великая Отечественная война 41 – 45 года… «Множество чудес совершил Господь, благодаря которым наш народ одержал Победу, - говорил старец отец Илий (Ноздрин). - Это Бог дал нам Победу! Бога надо благодарить за Победу!»  И Суворов всегда учил своих солдат: «Бог нам генерал! От Него и Победа!»                                                                            

 «Эта Победа далеко превосходит все геополитические границы. Победа ― после такого поражения: небывалого унижения России и почти полного разгрома Церкви! Промыслом Божиим пришли в столкновение две самых мощных и самых опасных для рода человеческого идеологии.

 Кто же был на самом деле врагом рода человеческого? Прежде всего, ― как всегда, «враг рода человеческого» ― диавол. Не случайно нацисты, вдохновляемые сатанинским оккультизмом, употребляли в качестве своих символов главные христианские святыни ― крест и свастику, и ключевые слова главных христианских богослужений: «Gott mit uns» («С нами Бог»). Изображая дело вражие как дело Божие. Цель диавола была окончательно победить Церковь Христову», -  сказал в своей проповеди протоиерей отец  Александр Шаргунов.

Религиозная политика нацисткой Германии на нашей оккупированной территории была хитрой. Руководство Рейха, включая Гитлера, Гиммлера, Розенберга, было настроено антихристиански, был план на 25 лет, рассчитанный на уничтожение христианства и создание новой религии для расы арийцев. Уже был введен новый календарь: летний и зимний солнцеворот на основе языческих верований древних арийцев. В пропагандистских целях немцы не мешали служению  храмов и священников, но ставилась цель – не допустить возрождения Великой России, и они хотели раздробить Церковь на Украинскую, Белорусскую. И на Украине это им удалось: появилась Автокефальная Украинская Церковь. На оккупированной территории было запрещено открытие семинарий. А кровопролитная страшная война, унесшая миллионы человеческих жизней, оставившая в руинах целые города и страны, перекроившая границы европейских держав, все шла.  

          В юности, будучи советскими школьниками, мы ходили в туристские походы по местам боев. Погибшие солдаты сослужили нашему обществу еще одну посмертную службу: мы читали о их подвигах и ходили по местам боев: ходили на Брянщину, в Пальцо, где был партизанский аэродром, ездили  в Брестскую крепость и Сталинград. Мы читали «Дневник Анны Франк» и про Бабий Яр, про Освенцим и Бухенвальд,  про французское Сопротивление. Нам привили любовь к  истории и литературе, а значит к Отечеству, к России. Страна воспитывала детей патриотами своего Отечества.

         Прошло много лет, и вчерашние туристы стали паломниками по святым местам и сегодня, проводя экскурсию по Троицкому Оптину монастырю, мы рассказываем, что в октябре 41 года немцы уже вошли в Болхов, провели сюда узкоколейную железную дорогу, расположились основательно, сохранились целые «фотосессии», подростковую   молодежь угнали в Германию, древний Оптин монастырь города Болхова  стал «генеральной высотой» и семь раз переходил из рук в руки. Отец Василий Ермаков, переживший войну в отрочестве, также угнанный в немецкий лагерь, рассказывал, что в годы оккупации немцы отсняли  Болхов и в Германии напечатали серию открыток с названием «Болхов -  дер штадт кирхен» (город церквей). Немцы что-то знали о древних мистических корнях Болхова и церкви в  Болхове  не разрушали, а строили дороги и  планировали сделать в нем маленькую мистическую столицу.  В Рейхе серьезно увлекались мистикой и прежде, чем начать войну, Гитлер три года подряд отправлял  экспедиции на Тибет.

         В книге «Война и любовь» митрополита Митрофана (Баданина) есть интересные воспоминания его тестя  Иванченко Ивана Ивановича, в конце войны полковника, о тех немцах, которые начали войну и как они разительно отличались от немцев последующих лет сражений. «Немцы первых месяце войны были, как будто заговоренные, их будто ничто не брало. Они были как механизмы, которые невозможно остановить.  Мы ведь тоже прошли боевую закалку, и Финская была тяжелой практикой, и другие «горячие дела» в Прибалтике, Бессарабии…  И я сейчас со всей ответственностью говорю, что мы с первых дней очень крепко сражались с немцами и держались по-настоящему, до конца, бились отчаянно и стояли насмерть. Но  они были как запрограммированные на победу, я сказал бы, даже как безумные в своем движении вперед. Все изменилось только после Москвы.* Жестокое, смертельное противостояние наше, конечно, продолжилось. И оно было очень трудное, на пределе сил, но оно стало уже вполне реальным и понятным, и того «заколдованного немца» больше не было. То прежнее, необъяснимое, фатальное больше не довлело, оно улетучилось».

И снова шла война. И Победа пришла в пасхальные дни, после праздника святого небесного покровителя нашего воинства ― святого великомученика Георгия Победоносца. В день Победы незнакомые люди целовались друг с другом на улице со слезами на глазах. Это была поистине  Пасхальная радость!. .

Великий русский старец митрополит Иоанн (Снычев) писал: «Оглянемся вокруг: какие еще доказательства нужны нам, чтобы понять, что против России, против русского народа ведется подлая, грязная война, хорошо оплачиваемая, тщательно спланированная, непрерывная и безпощадная. Борьба эта не на жизнь, а на смерть, ибо по замыслу ее дьявольских вдохновителей уничтожению подлежит вся страна целиком, народ, как таковой – за верность своему историческому призванию и религиозному служению, за то, что через века, исполненные смут, мятежей и войн, он пронес и сохранил святыни религиозной нравственности, сокровенное во Христе понимание Божественного смысла мироздания, твердую веру в конечное торжество добра ».

Но Бог сильнее. Бог – с нами! Бог с Россией! И наш трехцветный колор -это Господь, Покров Божией Матери и торжествующие святые мученики  Отечества Небесного. В Великой Отечественной войне мы вновь обрели Веру и научились духу Любви и жертвенности, который наш народ воспринял от Христианства. 

 

*По тайному распоряжению Сталина в конце декабря 41 года состоялся облет Москвы с чудотворными иконами Божией Матери.