Дорогие отцы, братья и сестры!    

     Позвольте поблагодарить всех вас за эту встречу, на которую мы были приглашены с докладом о православной гимназии-пансионе  во имя преп. Сергия Радонежского в г. Болхове Орловской епархии и которая приняла первых детей на осеннюю Казанскую 15 года. И вот закончился первый учебный год. Дети в лагерях, на каникулах. Подведем итоги

     В Орле на Крестительском кладбище лежит святой, но еще непрославленный Афанасий Андреевич Сойко, блаженный, Христа ради юродивый. Он часто говорил : «Ищите родственность между предметами, привыкайте решать задачи».

     Эти слова удивительно точно выражают  события последних лет, происшедшие в маленьком древнем городе Болхове Орловской епархии.

     Два года назад снежной зимой в Троицкий Оптин женский монастырь пришла директор государственной коррекционной школы-интерната, где осталось 100 детей (раньше было более 200-т), и предложила настоятельнице  принять на монастырь несколько старинных зданий, которые  в связи с уменьшением количества детей высвободились, содержать их в технически исправном состоянии стало сложно, да и материально обременительно. Она сказала, что из последних сил последний год там топят в пустых зданиях, охраняют по сменам  4 сторожа, иначе разворуют, все погибнет. И вдруг заплакала: «Я здесь сорок лет, я не переживу, если увижу, что это все погибнет. Примите, матушка, на монастырь!.»

     Сестер мало, монастырь в руинах, своих денег нет, федеральная программа не может решить всех проблем взорванного монастыря. Куда, кому брать? Разве мы осилим?

      А директор просила: «Возьмите! Возьмите на Церковь!»

     Взяли. Через год. Владыка Антоний  благословил. О. Илий благословил. Сделать православную гимназию, как в Орле. Сделали. Во имя преподобного Сергия Радонежского.Это был год 700-летия преподобного и, казалось, что сам святой Сергий взял в свои руки это новорожденное дитя – нашу гимназию. Нам передали здания. Землю. Мы ремонтировали 1-й корпус  целый год  и опять боялись не успеть к 1 сентября, не объявляли набор. Кто пойдет, кто отдаст ребенка без всякой репутации и рекомендации? Мы боялись, что никто не пойдет. Мы боялись говорить о плате за обучение. Денег не было ни у кого. Мы боялись коммуналки. Лицензирования. Сэс. Пожарников.

     У нас была идея. Дети из деревень, дети из верующих семей, дети из многодетных семей.

     Но это значит – пансион. А что значит пансион мы видели у отца Петра в Алексеевской пустыни в Переславль- Залесском. Мы ездили туда 2 раза. Второго отца Петра у нас не было.

     Но у нас были  преподобный Сергий и преподобный Макарий, которого называли Учителем Болхова  и святой отец Егор Чекряковский. И это они, наши Небесные Покровители и наш Святой Креститель Кукша, это по их молитвам за наш чудный народ  и город открылась наша православная гимназия .

     У нас была традиция!  До революции в  Болхове было 2 мужских гимназии и 1 женская. Но был также приют отца Егора Коссова для мальчиков в Близне  и девичий в селе Спас-Чекряк, из которого потом выросло Болховское и Орловское  педучилище.  И  республиканский детский дом инвалидов. И та же самая коррекционная школа-интернат, и наш социальный центр «Доверие».

     До революции в Орловской епархии было 9 мужских и 8 женских монастырей.

     В Болхове был знаменитый Троицкий Оптин монастырь, очень древний. Сегодня  возрожден как женский. Изначально он назывался «Обжей Рождества Пресвятой Богородицы», потом Тихвинский;  но еще был в городе такой же древний девичий монастырь Рождества Христова, упраздненный при Екатерине и возрожденный позднее на новом месте на окраине города– Богородичный Всесвятский женский монастырь, ныне там кладбище, а тогда это был многочисленный, более 320 монахинь, монастырь, который пополнялся за счет приютянок отца Егора - священника из дальнего села Спас-Чекряк Болховского уезда, в 2000 г. причисленного к лику святых.*

      Я где-то читала, что православному образованию в России 25 лет. Нет, конечно нет! 250! Больше! Но мир сегодня, как никогда, лежит во зле, и образ Божий в человеке страшно затемнен. Нашу страну предки называли Святой Русью, в своем идеале русский человек  всегда был носителем высокой нравственности и духовности, он был христианином и патриотом. А кто мы теперь?  Сегодня все наши дети – в сложной жизненной ситуации.

     Сегодня мы обращаемся к вам с серьезной социальной инициативой.

     Что мы можем противопоставить ювенальной юстиции и болезням общества?

     Проблемы детства, воспитания и образования волнуют всех нас.

     Все мы – родители. И эти проблемы касаются, без исключения, каждого человека, каждой семьи. Какими вырастут наши дети и внуки, в каком социуме будут жить, в каких семьях, с кем ? Что будут с Россией?

     «Наши дети должны иметь «жизненную перспективу», -  сказал Президент.

     И православная гимназия-пансион в Болхове – это, в том числе, наш  ответ на проблему, которую поставила сама жизнь.

     Кто-то сказал, что на человека надо смотреть не только, кто он есть, но и кем он мог бы стать. Это еще от святых отцов. Если ты осуждаешь кого-то, подумай – а как он рос, в какой среде, кто были его наставники, какие были родители, возможности. И еще: как-то мы ездили в Ново- Голутвин монастырь, и в беседе матушка Ксения сказала, что обязательно надо усиленно  молиться за родителей и родных сестер. И живых, и мертвых. Монашество –это тоже очень серьезная педагогика.

     Меня как-то поразила мысль: детей забираем в приюты, родителей лишают материнства, они совсем опускаются на «дно», п. что разрывается «детская пуповина», им больше нечего терять, а мы теряем и детей, и лишенных родителей, и погружаем в уныние дедов. Но если детям 5 -10 лет, родителям всего 25 – 30, они еще так молоды, они могут исправиться, у них может появиться чувство ответственности за детей, но будет слишком поздно для всех! А страдающим бабушкам 50 – 60 лет! И мы теряем 3 поколения сразу. И это - сегодня! Как страшно! В.В. Путин  сказал именно об этом, как «… важно уделять   внимание семьям в трудной жизненной ситуации, работать с родителями, которые отказываются от детей, помогать беременным, которые сомневаются, что могут вырастить ребенка». Нужна поддержка всем: и здоровой семье, и помощь проблемным семьям, поддержание связей детей и родителей в семье.

      Ф.М. Достоевский писал, что каждый перед всяким за все виноват. И не будь твоего греха, м. б. и грешника, стоящего перед тобой,  не было бы.  Зло и грех мира…

     Конечно, мы все виноваты и перед этими детьми. И перед их родителями, и перед их стариками.

     И вот что произошло у нас! В Орле есть замечательная женщина, христианка жизнью своей!  Господь нас вывел на нее. И покрыл все любовью. От Господа сии дела!

     Раба Божия Валентина - инспектор по делам несовершеннолетних,  практический опыт профилактической работы социального сиротства более 40 лет. Она знает кто и сколько сидит, кто на каком месяце, у кого нет крыши, у кого полов, у кого газа, чем болен ребенок и какая бабушка. Ее боятся все неблагополучные семьи и даже стараются переехать подальше от ее зорких глаз. Но это глаза любви! Деятельной сострадательной  любви, ибо теория без дел мертва! Но возможностей у нее немного. Она правдами и неправдами старается устроить детей, спасти семьи, тянет до последнего, лишь бы не лишать материнства и отцовства этих жалких родителей. Ей жалко детей и жалко их.

И вот мы встретились! И теперь она звонит и спрашивает: а вот этих еще братика с сестричкой не возьмете? Жалко разлучать. А этих мальчиков?

И снова - о роли личности в истории: Митрополит Орловский и Болховский Антоний! Схиархимандрит Илий (Ноздрин) – наш земляк, духовник Святейшего патриарха Кирилла! Ивлев Игорь Викторович! Бутов Сергей Иванович! Глава Болховского района Дорофеев Михаил Леонидович!

Достоевский говорил, что в России неверующий деятель ничего не сделает. Михаил Леонидович – верующий деятель!

Понятие «попечительство» («печися» - заботиться) имеет в России многовековую историю и расширяет свое значение: от заботы о судьбе конкретного человека к попечению о целых отраслях жизни общества, в частности в сфере образования и воспитания, социальном обеспечении. Это было эффективным средством сбора, направления и распределения благотворительной помощи именно в те отрасли, где эта помощь была необходима прежде всего А личное участие и пример высших чиновников губернии, уезда в Попечительских комитетах не только обеспечивало контроль за поступлением и расходованием пожертвованных средств, но и было призвано стимулировать широкое участие обывателей разных сословий: от дворян, купцов, мещан, разночинцев, до зажиточных крестьян,  участвовать в благотворительной деятельности было почетно.

Жизнь человека не безконечна, не  безцельна и не безсмысленна. Мы верим, что «Там»  Господь будет судить нас  в зависимости от того, как человек относился к ближним «Здесь»:  по заповеди: «То, что Вы сделали своим ближним, вы сделали Мне».

Сегодня наша Гимназия - пансион приняла в свои стены более 20 детей, семьи которых находятся в сложной жизненной ситуации. Их уже очередь. Но больше пока не можем принять, негде жить. Нужно обязательно найти средства на реставрацию еще одного здания. Дети любят гимназию, им нравится здесь жить. Дети любят родителей, молятся за них. Соберутся, кто постарше и читают акафист «Неупиваемой чаше». «У тебя мамка пьет? Нет? Тогда тебе не надо!» Они охотно едут домой на каникулы и охотно возвращаются, скучают по гимназии

     Основная проблема родителей -  алкоголизм, наркомания, одиночество, ассоциальный образ жизни, есть и такие родители, которые просто находятся на грани выживания. Возраст гимназистов от 7 до 12 лет. Многие из них неоднократно находились в кризисных центрах. Дети педзапущены, некоторые к своему 9-ти летнему возрасту только пошли в первый класс в нашей гимназии, другим были рекомендованы коррекционные программы (школа 7-го вида, для детей с задержкой в психофизическом развитии). Однако при диагностике, все дети оказались интеллектуально сохранны. Началась кропотливая работа учителей, психологов, логопедов.

      Уже за первые два месяца обучения дети выровнялись и имеют удовлетворительные показатели по государственным образовательным стандартам. Гимназия имеет лицензию на общее начальное образование. Основной образовательной программой является программа "Школа России". Мечтаем работать по Ушинскому.  Помимо основной программы имеются дополнительные направления развития детей  "Основы православной культуры", "Церковное песнопение", "Основы колокольного звона", народные танцы, изобразительное искусство, спортивная секция. Основной задачей гимназии в воспитательном процессе является создание образа православной семьи, которая имеет в себе крепкую духовную основу.

     И вот первые результаты. Дети стараются и любят учиться. Православные знания впитывают быстро и с большим интересом. С трепетом и неподдельным интересом участвуют во всех православных праздниках. В первый месяц из лексикона детей ушла нецензурная брань, стали поддерживать друг друга, уважать чувства других людей. Важно, что дети научаются добрым чувствам сами, ранее их чувства были «заморожены», они не умели смеяться, радоваться, сопереживать, а только дрались и кричали, как животные. Некоторые забивались в шкафы, под кровать, другие с недоверием относились к персоналу, откровенно ломали инвентарь и вредительствовали. Сейчас такое  поведение бывает только у вновь прибывших детей. Гимназистам дико на это смотреть, а ведь совсем недавно они вели себя так же.

     Уникально и то, что вслед за детьми начинают подтягиваться и родители. Родители, их родственники, друзья, все заинтересованные лица имеют открытый доступ на территорию гимназии как для посещения детей, так и  для духовных и жизненных бесед . Многие родители находятся в зависимости от алкоголя, но находят в себе силы, приезжают, общаются с детьми и  духовенством, участвуют в молебнах и литургии .Некоторые из них проявляют первые задатки ответственности, меняются внешне, начинают справляться со своими затянувшимися депрессиями. Иногда даже самая небольшая материальная поддержка семьи вселяет в них надежду на лучшее, дает возможность мобилизовать свои внутренние ресурсы. Все родители отнеслись ответственно к детским каникулам, навели порядок в своих бедненьких жилищах, не пьянствовали, гуляли с детьми, лечили их и этим подарили детям непередаваемые моменты счастья. Дети вернулись с каникул счастливыми,одухотворенными, готовыми трудиться и учиться дальше. Конечно, разболталась дисциплина, но любовь – превыше всего.

      Это только первые шаги и первые результаты, мы не обольщаемся, собственно говоря, впереди большая дорога. Но с нами Бог! И мы с Богом! Да поможет нам всем Господь! И еще мы просим помощи у всех добрых людей – помогите: нам нужен еще один жилой корпус, а в нем  спортзал и столовая. Помещения у нас есть, но они и требуют ремонта. Нужны деньги. Просим помощи!

 

Наш адрес и реквизиты:

ЧОУ «Православная гимназия-пансион во имя Преп. Сергия Радонежского»

Юр. и почтовый адрес:303140, Орловская область, город Болхов, ул. Декабристов, 64

 

Банковские реквизиты:

р/с 40703810123010190003

Филиал "Банка Заречье" (АО) в г. Орле г. Орел

БИК 045402704

к/с 30101810100000000704

ИНН: 5704006255

КПП: 570401001

 

Духовник: о. Сергий Клягин, 89624800333

Директор: Балашова Татьяна Алксеевна, тел. 89208107182

Эл. почта:provoslavgimnaziya @yandex.ru

 Учредитель Троицкий Оптин женский монастырь г. Болхова 8 486 40 2 49 19

 

 

     *Историческая справка

     Священноисповедник протоиерей Георгий Алексеевич Коссов родился 4 апреля 1855 г. в селе Андросово Дмитровского уезда Орловской губернии в семье священника и был крещен в во имя Великомученика и Победоносца Георгия. Рядом с церковью, на самом высоком и красивом месте села, стоял дом Коссовых. Святыней храма была Казанская икона Божией Матери, явленная 300 лет назад в лесу при колодце.. Казанский образ о. Георгий особо чтил всю жизнь. С ранних лет он полюбил храм Божий и службу, чтение житий Святых, после сельской школы поступил в Орловскую семинарию, где выделялся душевной чистотой, смирением, любовью к ближним. После семинарии Георгий Коссов 5 лет учительствовал в земской школе  Дмитровского уезда .К своей работе молодой учитель относился как к порученной ему Богом миссии просвещать и наставлять юные сердца к исполнению заповедей Господних. Особенно ярко проявился его педагогический талант, когда Георгий Коссов стал заведовать школой.

     Георгий Алексеевич сочетался браком с благочестивой девицей Александрой Моисеевной Зерновой, дочерью священника, по смерти которого она оставила Орловское епархиальное училище и поступила учительницей в село Спас-Чекряк

      В 1884 г. Георгий Коссов был рукоположен во священника и назначен на беднейший приход Орловской епархии – село Спас Чекряк Болховского уезда, на стыке Орловской, Калужской и Тульской губерний – говорили, что в Чекряке «три земли сходятся» и петух на три губернии кричит. Название «Спас-Чекряк» соединяет посвящение сельского храма Преображению Господню и татарское слово, означающее «непроходимое урочище». По древнему преданию, там находилось языческое капище, а первая христианская церковь, построенная на его месте, ушла под землю.

     Бедственное положение прихода из 14 дворов ужаснуло нового священника, ему стало понятно, почему здесь не держался причт. В двух верстах от деревни стояла ветхая деревянная церковь, построенная в XVIII веке помещиком приходской деревни, с приделом Св. Архангела Михаила. Во время службы зимой в ней даже замерзали Святые Дары. Сердца сельчан были далеки от Церкви и от Бога. И молодой священник, изнуренный тяжелой болезнью, с матушкой-сиротой решил обратиться к великому Оптинскому подвижнику благочестия, известному всей России – старцу Амвросию, с надеждой, что тот благословит его перейти на другой приход.

     И о. Георгий решился пойти пешком в Козельск, в Введенскую Оптину пустынь.

     О. Георгий стоял в толпе, далеко от дверей. Старец появился и внимательно взглянул на собравшихся,  и сразу, внезапно призвал к себе о. Георгия, незнакомого ему.

      О. Амвросий заговорил: «Ты, иерей, что там такое задумал? Приход бросать? А ты знаешь, кто иереев-то ставит? А ты бросать?! Храм, вишь, у него стар, заваливаться стал. А ты строй новый, да большой, каменный, да теплый, да полы в нем чтоб были деревянные: больных привозить будут, так им чтоб тепло было. Ступай, иерей, домой, ступай, да дурь-то из головы выкинь! Помни: храм-то, храм-то строй, как я тебе сказываю. Ступай, иерей, Бог тебя благословит!»

     Повеление прозорливого старца  молодой священник воспринял как указание свыше и остался в Спас-Чекряке. Но навалились сильные искушения: одолевала беспросветная тоска, являлись во сне бесы и угрожали сжить со света, если он не покинет приход. В ужасе о. Георгий кинулся вновь к о. Амвросию.

     Ничего не спрашивал старец, а сразу, как увидел, сказал: « Ну, чего испугался, иерей? Он один, а вас двое! – Как же это так, батюшка? – Христос Бог, да ты – вот и выходит двое! А враг-то – он один. Ступай домой, ничего вперед не бойся. И еще Преподобный старец повторил: – Да храм-то, храм-то большой каменный, да чтоб теплый, не забудь строить! Бог тебя благословит.»  И отец Георгий за святое послушание старцу вернулся в Спас -Чекряк.

     Литургия в храме совершалась в воскресные и праздничные дни. В день Казанской иконы Божией Матери о. Георгий служил особенно долго и усердно. Служил каждый день молебны, по примеру Оптиной пустыни, читал канон Богородице. Канон он прерывал трижды, брал лампаду от образа Божией Матери, затем от икон Спасителя, Святителя Николая Чудотворца и крестообразно помазывал у молящихся чело и руки. Народ во множестве стекался в Спас-Чекряк. Чудные плоды его молитвы и благоустроения появились в Спас-Чекряке с первого же года служения. Хозяйственную деятельность батюшка начал с того, что устроил небольшой кирпичный завод. На нем работали прихожане. Для приезжих был выстроен из собственного кирпича страннический дом - подобие гостиницы.

     Отца Георгия почитали благодетелем и Болховского уезда и всей земли Орловской. При содействии батюшки и Крестьянского банка прихожане-крестьяне приобрели 1000 гектаров земли в уезде и из беднейших превратились в «достаточных». Отмечалось, что «весь целиком город Болхов ведет свои дела по указанию священника, управа присылает свои сметы

     Случалось так, что иные поступали вопреки благословению батюшки или обращались к самозваным «целителям». Так, одна женщина из любопытства пошла на встречу со «знаменитым» колдуном. И хотя она отказалась принимать наговоренную им воду, но несчастия стали преследовать ее и ее семью. И освободиться от искушения они смогли только с помощью молитв батюшки. Всегда оказывались удачны благословленные им браки. Пару вдовцов о. Георгий наставлял жениться попозже, следующим мясоедом. Они же поторопились со свадьбой и, приехав с венчания, застали вместо своего дома одни головешки. Некая женщина из Омска не получила благословения на предстоявший, казалось бы, счастливый брак. Не послушав о. Георгия, она обвенчалась, и муж через два месяца утонул. Другая же пара – Василий и Анна Фокины – прожили счастливую жизнь по благословению батюшки, при том, что Анна имела двоих детей от первого брака и была старше на 17 лет

     У отца Георгия часто спрашивали, где он берет деньги на постройки, которые появились в Спас-Чекряке, есть ли на содержание их какие-нибудь фонды. «Решительно никаких, - отвечал отец Георгий, - кроме 60-ти десятин земли, подаренной И.И. Преображенским... Ну, так вот с этой жертвы и начались все мои постройки, все остальное я собираю в продолжение 15 лет вот теми копеечками, которые кладут мне за молебен и за мои советы. Пока я жив, и Бог не оставляет меня... Не оставляют меня своими пожертвованиями и частные благотворители, кто деньгами, кто вещами».

     В 1885 году, о. Георгий снял, а потом выкупил дом под школу, где обучал 50 мальчиков. Затем устроил в нем школу грамоты, преподавал Закон Божий и светские дисциплины.

      В 1894 г. в Спас-Чекряке была построена кирпичная одноклассная церковно-приходская  школа. На следующий год Орловский епархиальный училищный совет решил открыть в селе первую в епархии второклассную церковно-приходскую школу, по ходатайству батюшки  из средств Училищного совета при Святейшем Синоде было выделено 1600 руб. Основные расходы – 5500 руб., взял на себя о. Георгий, выделивший также десятину земли

     Новое  здание второклассной школы, равной которой не было даже в уезде, было  около 26 м. длиной, высотой более 3,5 м. имело пять больших комнат: два класса для младших и старших детей, комнаты для двух учительниц, мастерскую и раз девальню. Крестьянские дети, закончившие одноклассные школы, поступали в новую второклассную, чтобы стать кандидатами на звание сельского учителя. В первый год их записалось 20 человек, в образцовую школу грамоты - 129 человек. Второклассная школа в Близне, рядом со Спас-Чекряком, которой заведовал батюшка Георгий, стала образцовой. В дальних деревнях прихода: Сиголаево , Шпилево и Меркулове также были открыты церковно- приходские школы, в которых о. Георгий был попечителем и законоучителем.

     Отец Георгий в школе для мальчиков устроил интернат на 80 человек (всего училось около 130), библиотеку на 500 книг, две мастерские: слесарно-токарную и столярную, образцовую пасеку на 30 ульев (на пчеловодческой выставке в Болхове была получена почетная грамота); купил землю при школе и развел на ней огороды и фруктовый сад из 400 деревьев. Для обучения батюшка, следивший за достижениями науки, купил даже электрическую машину.

     Главным украшением села стал величественный одноглавый храм во имя Преображения Господня с приделами во имя Казанской иконы Божией Матери и Архистратига  Михаила  в русском архитектурном стиле, с трехъярусной колокольней, украшенной росписями. По завету старца Амвросия он создавался с 1896 г. на народные пожертвования, поступавшие в Спас-Чекряк ради любви к пастырю, веры в его молитвенное предстательство перед Богом.

     В 1903 году был построен и освящен приют для девочек - невиданное дотоле место спасения сироток со всей России. Сюда поступали по большей части круглые сироты, девочки из крайне бедных семей, от трех лет и старше. Трехэтажный красивый кирпичный дом, построенный столичным зодчим, был рассчитан на 160 детей, в первый год их было около 30. На первом этаже располагалась столовая, чайная, кухня, башмачная мастерская, на втором - приемная для посетителей (зал), классы, ткацкая мастерская, квартиры начальницы, ее помощницы и учительниц, в верхнем - спальни и гардеробная. В светлом зале – «молельне» находились два большие киота с боковыми маленькими отделениями, куда девочки помещали свои простые иконы – родительское благословение. Там же висели портреты членов Царской Семьи. Зимой на занятиях проходило обучение Закону Божию, русской и славянской грамматике, арифметике, географии, истории, народной гигиене. Под руководством взрослых воспитанницы осушили овраг, посадили там сад, устроили плотину и пруд для купания, качели в березовом лесу. Были в приюте, который называли домом трудолюбия, рукодельная для шитья и вязанья, башмачная, ткацкая мастерская со станками. Девочек научали рукоделию, огородничеству, садоводству, пчеловодству, всему, что придется делать в жизни. Приютянки носили изготовленную ими самими обувь и одежду, причем по праздникам их наряды – сарафаны, рубашечки, фартуки, как и оформление лестницы, мебели, по расцветкам совпадали с цветами флага России. Даже этим батюшка-патриот  закладывал любовь к Отечеству. Труд  освящался словом Божиим. Ежедневно все воспитанницы совершали утреннее и вечернее правило. По четвергам читали акафист Св. Николаю Чудотворцу, а по субботам - Богородице. В праздники все дети шли в храм к 7 часам. Пели два прекрасных детских хора, девочки помогали о. Георгию отправлять требы, учились пономарить. В свободной, без муштры, обстановке юные воспитанницы приобретали навыки трудолюбия, благочестия, богатели смирением и целомудрием Провинившихся он не наказывал, а поучал словами мира и любви.  «Девочки очень хорошие, но несчастные, – говорил батюшка. – Все они безродные. Есть и благородные среди них, а ведь все равно кинутые. Посмотришь на такую девчушку, жалко станет, и подберешь ее. А коли взял, нужно заботиться. Вырастают - выходят замуж или, если захотят, в монастырь. Девушки и хорошие, и красивые вырастают, от женихов отбоя нет». Когда девочке исполнялось 14 лет, батюшка заказывал кованый сундук и все годы до выхода из приюта «набивал его добром» - будущим приданым. «Вот какой рай устроил Батюшка сиротам крестьянским! Нигде этого нет!» – говорили в народе.

     Ни в храме, ни в приюте не было кружек для сбора средств. Батюшка всегда говорил: «У меня вся надежда на Бога и Его прошу, и Он через людей посылает пожертвования, кому он внушит, тот и даст. Я все представляю на волю Божию и благодаря Богу, приют устроился и существует».  

     Отец Георгий так объяснял богоугодность этого нового для русского села дела: «У меня вся надежда только на Бога: когда хочешь сделать что-либо доброе и просишь помощи Божией, то всегда ее получаешь: если Бог поможет выстроить приют, то поможет и устроить его по-христиански; Господь пошлет добрых людей и для заведования; и для служения сиротам, и для пожертвований; все в руках Божиих, надо только молиться и просить Его. Он все пошлет и все устроит. Мое мнение, что все приюты и воспитательные дома следовало бы непременно устраивать в деревнях, а не в городах, здесь воздух чище, простору больше, содержание дешевле, словом, те же самые средства на приют принесли бы большую пользу детям, а устройство таковых обогатило бы села и деревни, давая хороший заработок соседним крестьянам, кому работой, кому доставкой провизии, не говоря уже о нравственном влиянии на них. Когда я был сельским учителем, мне всегда приходила мысль, что 30-40 лет назад, когда впервые начали обучать крестьян грамоте и не ввели всеобщего обучения, тогда следовало начать обучение с девочек, а не с мальчиков. Выйдя замуж, они сами стали бы учить грамоте своих детей, особенно мальчиков. И дети, побыв два-три года в школе, встретили бы дома грамотную мать появились бы и книжки в избе…тогда крестьяне сами бы содействовали открытию школ, и быть может, теперь вся Россия была бы уже грамотная. Точно такого же я мнения относительно воспитания. Надо воспитывать девочек - будущих женщин - в религии и доброй нравственности, чтобы они, сделавшись мате рями, могли бы сами в таком же духе вести детей».

     Высоко чтил подвижника св. праведный Иоанн Кронштадтский и выговаривал орловским паломникам, зачем они ездят к нему, когда у них есть такой благодатный, святой батюшка. Писатель С.Нилус, посетивший Болхов и Спас- Чекряк, сравнивал облик о. Георгия со Св. Иоанном Предтечей. Как Пророк Елисей поднял плащ Пророка Илии, так и отец Георгий принял благодать Преподобного Амвросия. «Не стоит ли одесную его один из тех ангелов, которых в последние дни Господь пошлет собирать своих верных со всех четырех ветров земли?», – так завершил он свой очерк.

     О святом колодце батюшки Егора , о случаях прозрения и исцеления рассказал в своем очерке «Новая земля» Михаил Пришвин. «И лицо, и фигура отца Георгия, – писал он, – соответствуют его кипучей деятельности. Лицо его – сильное, почти грозное. Очень выразительные глаза, искрящиеся, добрые-добрые, окладистая борода. Роста он был немного выше среднего, широкоплеч. Держался он очень прямо, с плавными движениями, вдаль смотрящим взглядом и мягким тембром голоса. Во всем у него какое-то спокойствие и неторопливость, и уверенность в том, что он делает».

     Отец Георгий провидел и те беды, кои судил Господь России и ее преданным сынам, и неувядаемые венцы славы, уготованные верным за принятые муки. «Мы живем пока тихо, но это ненадолго. Все зальется кровью, и трупов будет, как поленьев, будут и голод, и болезни, о которых мы сейчас и не думаем. Ну что ж. Его святая воля. Пройдет немного еще времени - и еще больше будет трупов, целые горы и великая скорбь», – говорил прозорливый батюшка  еще в 1914 г. На другой день после октябрьского переворота о. Георгия в Спас-Чекряке посетил епископ Серафим (Остроумов), будущий  новомученик. Поле беседы владыка покинул дом батюшки со слезами на глазах.

     Приютское хозяйство было преобразовано в сельхозартель. Из губернского Орла пришло распоряжение не брать новых сироток в приют, а тем, которым исполнилось 18 лет, искать себе другое пристанище. Отца Георгия дважды арестовывали и дважды отпускали, и он  вновь  стоял на своей неустанной страже в Спас- Чекряке.

     О. Георгий знал свой смертный час, ожидал его спокойно, но и на смертном ложе не оставлял своего попечительства о ближних и принимал людей: «Все. Оставляю вас. Надейтесь теперь на Бога. А ко мне с вашими бедами приходите на могилку, как к живому. Как и прежде, буду за вас молиться и вам помогать». Перед смертью о. Георгия обвалился святой колодец в Спас-Чекряке, а неподалеку забил новый родник. Батюшке принесли из него воды. Он помолился над нею, попросил вылить воду в родник и сказал: «Приходите, будете исцеляться»  Батюшка Егор умер 8 сентября 1928 г. 73-х лет. Властям не удалось запретить поклонения усопшему. Отпевали его в Спас- Чекряке при огромном стечении народа в Спасо-Преображенском храме. Стоял великий плач, подойти к усопшему и даже войти в церковь было невозможно, передавали платок, или цветок, чтобы коснуться гроба. Гроб с телом обнесли вокруг церкви и захоронили у алтаря

     После смерти отца Георгия вся его семья была репрессирована, никто не вернулся из ссылки и лагерей.